В будущее – уже сегодня
Наверняка все, кто хотя бы раз бывал в Минске, видели необычный общественный транспорт – не то автобус, не то троллейбус – сразу и не понять. А ведь это принципиально новый вид. Несколько десятков электробусов вот уже больше года курсируют по минским улицам и успели полюбиться пассажирам. Да и есть за что! Едут тихо, не привязаны к контактным линиям, потребляют гораздо меньше энергии, чем троллейбусы, а уж их пользу для экологии трудно переоценить, ведь такие машины просто не дают вредных выбросов в атмосферу. Безусловно, за электротранспортом наше будущее. И не только за общественным. Первые электромобили появились в Беларуси около пяти лет назад. С тех пор их количество превысило уже сотню. Конечно, нам еще далеко до той же Норвегии, которая, по прогнозам экспертов, уже через несколько лет полностью «пересядет» на электрический транспорт. Но ощутимые сдвиги уже есть. Взять хотя бы то, что специалисты из Академии наук Беларуси трудятся над разработкой собственного электромобиля.
Как справедливо отметил Александр Лукашенко в одном из своих недавних выступлений, впереди эра чистой энергетики. Уголь, природный газ и нефть уходят. Он подчеркнул, что необходимо повысить эффективность работы всей энергосистемы страны. И один из приоритетов в этом направлении – строительство белорусской атомной электростанции. Сейчас во всем мире снова растет интерес к ядерной энергетике. К примеру, только за последние 10 лет заработали 52 новых атомных энергоблока, а еще 59 строится в 17 странах.
С началом работы АЭС в нашей стране потребление природного газа снизится до 5,5 млрд куб м в год, что составляет более четверти от всего объема. А это не только позволит закупать меньше газа за рубежом, но и на 7-10 млн тонн снизит выбросы парниковых газов. Действительно впечатляющие цифры, как для нашей экономики, так и для экологии в целом!
Первый блок белорусской АЭС будет введен уже в этом году, а к концу 2020-го заработает и второй. Ранее планировалось, что АЭС начнет работу уже в 2018 году, но сроки сдвинулись из соображений безопасности. После инцидента на строительной площадке в 2016-м, когда корпус реактора при установке соскользнул по стропам и соприкоснулся с землей, было принято решение заменить его. Хотя многочисленные тесты и показали, что корпус не был поврежден. Беларусь пришла к выводу, что в вопросах радиационной безопасности никаких компромиссов быть не может. Кстати, строящаяся АЭС постоянно принимает иностранные делегации экспертов, специалистов МАГАТЭ, которые каждый раз подтверждают, что станция показывает высокую устойчивость к экстремальным погодным явлениям. Например, наша АЭС расположена на высоте 50 метров над ближайшей рекой. Это самая лучшая защита от затопления или прорыва плотины. Кроме того, международные эксперты отмечают, что белорусская АЭС устойчива ко всем возможным несчастным случаям, рассмотренным в стресс-тестах ЕС. Также при МЧС создана специальная пожарная команда, оснащенная самой современной техникой для реагирования на любые внештатные ситуации на станции.
К слову, АЭС будет под охраной не только на земле. Под Островцом, совсем рядом со станцией, уже обосновался военный городок. В нем живет полк, который будет защищать АЭС с воздуха. На вооружении здесь зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2», каждый из которых может одновременно уничтожить до восьми целей. Плюс ко всему с началом работы станции воздушное пространство над ней закроют для полетов. Сложно даже представить себе объект более безопасный!
Кстати, 90% жителей ближайшего к станции города гордятся таким соседством. Это и понятно. До начала строительства станции Островец был всего лишь поселком. Теперь же получил не только новый статус, но и дополнительные микрорайоны, социальные объекты, тысячи рабочих мест… Строительство АЭС вдохнуло в Островец бурную жизнь!
Пожалуй, единственной «ложкой дегтя» в столь масштабном проекте стала критика строительства станции нашей соседкой – Литвой. Однако даже депутаты Европарламента признают, что Литва перегибает палку в этом вопросе, приводя в пример точно такую же АЭС, которая сейчас возводится в Финляндии. К ней никаких вопросов нет, а ведь с подачи Литвы строительство белорусской атомной станции подвергается даже большему контролю со стороны международных делегаций, которые подтверждают открытость белорусских коллег по поводу инспекций.
Почти вся энергия, которая будет вырабатываться на АЭС, пойдет на нужды Беларуси, однако останутся и некоторые излишки. Их планируют экспортировать. Уже сейчас создается общий энергетический рынок Евразийского экономического союза. А договор о создании единого рынка электроэнергии подпишут до лета 2019 года.
Но многие задаются вопросом, что белорусская АЭС даст нам? Специалисты из «Минскэнерго» прогнозируют, что с вводом станции в работу, энергия станет дешевле. Предприятия смогут уменьшить собственные затраты на производство электричества. Но, самое главное, благодаря строительству атомной станции, электроэнергия для простых потребителей дорожать не будет. А это, в конце концов, не самое ли важное для нас в проекте?